Привет всем

Кибенематика - математическая кибернетика с намеком на отсыл к едреней фене__(АБС)__

четверг, 23 мая 2013 г.

Ещё юбилейчик. 40 лет сети Ether

     Собственно, хочу отметить сразу 2 юбилея - 40 лет протоколу Ether и 25 лет, как я ознакомился с этим вариантом компьютерной сети (Lan) и построил свою первую локальную сеть в Лаборатории моделирования Экспедиции №1.
    То, что касается моего юбилея, то ко мне оборудование компьютерной сети попало практически случайно. Тогда, 25 лет назад учёные просто с ума сходили по персональным компьютерам, но в России сетями из них почти никто не занимался.
     Это было странно, т.к. вообще-то разработка сетей ЭВМ началась как раз в России в рамках ОГАС - общегосударственной автоматизированной системы. У нас был разработан и протокол широкополосной передачи данных. А мой друг к началу 80х уже купил книгу по сетям передачи данных.
     Мериканы были напуганы успехами в области кибенематики СССР и приложили массу усилий, чтобы развалить проект ОГАС с одной стороны, и разработать свои подобные технологии с другой. В частности, протокол TCP/IP (база инета) был разработан как раз в ответ на сети передачи данных ОГАС.
     Четверть века назад у нас в лаборатории стоял майнфрейм ЕС-1033, и шеф о ПК совсем не заботился. Поэтому первые свои компы (2 штуки, а позже ещё 1) мы купили, пользуясь отсутствием завлаба в лаборатории. Ну, а увидев, что это такое, шеф прибалдел, и, пользуясь блатом, заказал ещё 6 штук ПК. Блат состоял в том, что руководитель ИГЕМ, частью которого становилась наша лаборатория, Лавёров, начал в это время руководить Комитетом по науке и технике правительства.
     Я занимался оформлением заказа и выработкой спецификаций, в связи с чем постоянно мотался к Лавёрову в здание Академии наук на Ленинском. Решено было выделить лаборатории часть большой поставки, осуществлённой в АН СССР.  Эта партия компов находилась почему-то в Туле, куда мы ещё с парой сотрудников лаборатории и поехали на институтском рафике.
    Все учёные уже разобрали свои компы, и  заказ нашей лаборатории был последним.  Мы загрузили новенькие компы в рафик, и вот тут баба-завсклад говорит мне как-то неуверенно -"А красная коробка..." типа "ваша или нет". 
     Я сам составлял спецификации, посему прекрасно представлял, что мы должны получить. Но так как нам выдедили часть большой поставки, в ней кроме компов могло быть что-нибудь ещё. Я согласился глянуть. Увидел я дополнительных 3 места - красную коробку с надписью NetWare, коробку с 8 платами и набор коаксиальных кабелей, каждый метров 5.
     Если бы баба-завклад хоть как-нибудь ориентировалась в том, что это такое, она бы конечно толкнула  это бесхозное одорудование. Но даже и я в этот момент довольно туманно представлял себе, что это нечто для соединения компов.
     Почему сеть осталась невостребованной, можно только гадать. Либо где-то  неточно было прописано, что такое "комплект из 8 компов", и были забраны сами ПК без остнастки. Либо поставщик, обалдев от огромной партии поставляемых в СССР компов, решил доложить небольшую сеть, уже понимая, что такая масса ПК без связи - это нонсенс.
     Так или иначе, я по приезду в Москву быстро разобрался, что нам досталось. Это был полный комплект оборудования Ethernet для связи офисных компов в сеть. Через несколько дней она у нас в лаборатории уже функционировала.
     Эту красную коробочку, чудом сохранившуюся у меня я и сфоткал для данного поста. После этого я на всех фирмах, где пришлось работать, собирал сети стандарта Ethernet, ставшего основным для построения Lan.
    Позже я узнал, что протокол Ether разработал практически в одиночку Роберт Меткалф, выпускник бостонского МТИ в 1973 году, решая задачу подключения лазерного принтера к ряду ЭВМ. Дисера сначала у него из этой работы не получилось (научный совет решил, что работа сугубо техническая), но позже, когда постфактум, этот протокол стал основным для создания Lan, дисер, конечно состоялся. На основе Ether в начале 80х был создан незабвенный стандарт IEE 802.3.
     К моменту, когда я ехал в Тулу за компами, Ethernet уже победил своих конкурентов - Token Ring и Arcnet и стал основным средством совместной работы ПК. Всё-таки настоящий кибенематик его разрабатывал. И проблема коллизий пакетов грамотно решена, и выдержаны требования семиуровневой спецификации OSI. Последее, в частности, и позволило мне запустить Инет в Виндах, когда они его ещё не поддерживали. (См. пост двумя постами ранее).
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий