Новостная лента форума ailab.ru
2017-08-21 08:01
Приходилось вам когда-нибудь ловить себя на мысли, что ситуация, в которой вы оказались, прямо до чертиков знакома, притом понимая, что этого быть не может? Если верить статистике, две трети населения планеты ответят «да», и виной тому феномен дежавю (фр. d?j? vu – «уже виденное»). Считается, что впервые термин использовал французский психолог Эмиль Буарак в своей книге «Психология будущего». Как и многие явления, которым не так просто найти объяснение, дежавю быстро обросло толстым слоем мифов, до сих пор оставаясь для некоторых достаточным доказательством астральных путешествий или реинкарнации. Масла в огонь подливает популярная культура и любители эзотерических практик, а научное исследование дежавю осложняется тем, что искусственно вызвать это состояние не так-то просто. И вот, как часто бывает в науках о мозге, когда нет возможности изучать здоровых людей, выручает патология.
Более ста лет назад Уильям Джеймс указал на то, что эффект сходный с дежавю появляется как аура при височной эпилепсии. Однако серьезные исследования на этом поприще начались только во второй половине прошлого века. В 1982 году доктор Пьер Глор вместе с коллегами использовал стереотаксически введенные электроды в мозг 35 пациентов, страдающих от эпилепсии височных долей. Глор стимулировал легкими электрическими импульсами гиппокамп, амигдалу, область вокруг парагиппокампальной извилины и височный неокортекс – искусственное дежавю испытали 4 участника эксперимента. Ученый акцентировал внимание на лимбической системе и утверждал, что до тех пор, пока не активированы лимбические структуры мозга, исследуемый эффект не наблюдался.
В 1994 доктор Банкод (Bancaud) пытался проверить реплицируемость результатов опытов Глора. Он изучал 16 пациентов с электродами, предварительно вживленными в амигдалу, гиппокамп и височную кору. Банкод выяснил, что ощущение дежавю может быть вызвано как активацией всех трех структур, так и только одной из них. Причем шансы на успех гораздо выше при стимуляции лимбической системы, нежели височной коры.
Понимать, какие части мозга активируются в момент дежавю, – это, конечно, хорошо, но каков сам механизм? Полной ясности в этом вопросе нет, существует множество теорий, и одна из самых адекватных называется теорией двойной обработки (dual processing).
Когда нам предъявляют какой-то стимул, зрительная информация о нем вначале поступает в первичные отделы зрительной коры, затем обрабатывается во вторичном и далее направляется к дорсомедиальной зрительной зоне. Дорсальный путь зрительного сигнала ассоциируется с пониманием движения, расположения стимула, оценки досягаемости. Одновременно с этим из вторичной зрительной коры сигнал идет в вентральную нижнюю часть височной. Этот путь (вентральный) связан с распознаванием формы, представлением об объекте и вызове ассоциаций из долговременной памяти.
Штука в том, что сигнал от сетчатки поступает не только в затылочную кору, но и в лимбическую систему, например, в амигдалу, которая отвечает за бессознательную эмоциональную обработку воспринимаемой информации. Суть теории в том, что дежавю возникает, когда эти процессы рассинхронизируются и неосознаваемая обработка завершается значительно раньше. То есть, стимул уже вытащил из памяти определенный эмоциональный отклик и ассоциации, а следом запоздалая визуальная информация, обработанная зрительной корой, делает то же самое. А раз событие уже предъявлено мозгу, он маркирует его как «уже было».
Другое хорошее объяснение заключается в том, что некоторые аспекты ситуации, которую наш мозг воспринимает как знакомую вопреки здравому смыслу, могут действительно быть нам известны из предыдущего опыта.
Грубо говоря, если полгода назад ваш приятель подошел к вам, поздоровался, а затем уронил ключи, нагнулся за ними и нашел сто рублей, а сегодня вы сжимаете в руке случайную сотенку, найденную тем же путем, ситуация может казаться вам неуловимо знакомой. Даже если вы не вспомните о том, что все это действительно случалось, пускай и не с вами. Данная теория вызывает как минимум один вопрос: почему не каждое подсознательное узнавание чего бы то ни было вызывает эффект дежавю? Возможно, необходимо определенное количество элементов или их порядок, чтобы мозг мог трактовать ситуацию как знакомую.
И эта версия тоже имеет смысл, по крайней мере пока мы знаем очень мало о процессах забывания. С одной стороны считается, что, если мы что-то забыли, информация полностью исчезла из памяти. Впрочем, при дальнейшем рассмотрении выясняется, что забытое вспоминается или каким-то образом продолжает влиять на наши действия. Речь, конечно, не идет о том, что мозг запоминает вообще все, но определенное количество информации может сохраняться, хотя оно и недоступно нам сознательно.
Корреляция между височной эпилепсией и частотой дежавю известна давно, однако это не единственное появление феномена «уже виденного», когда речь заходит о болезнях. Существует нарушение памяти – так называемое «устойчивое дежавю» (persistent d?j? vu). Одним из наиболее известных на сегодняшний день является исследование двух пациентов: АКП и МА (настоящие имена не известны), проведенное Кристофером Муленом.
АКП – восьмидесятилетний (на момент исследования) британец, страдающий от клинического дежавю с частотой проявления выше, чем при редупликативной парамнезии и различных формах эпилепсии. Показания его жены свидетельствуют о том, что АКП пребывал в состоянии дежавю практически постоянно. Он отказывался читать газеты и смотреть новости потому, что «все это уже видел». Тем не менее, когда его просили рассказать сюжет очередного выпуска, он не может и ссылается на проблемы с памятью. После того как семейный врач посоветовал АКП обратиться в клинику памяти, АКП сказал, что уже был там на обследовании, чего, понятное дело, не могло случиться. При походе за покупками АКП утверждал, что нет необходимости покупать некоторые продукты, потому что они уже это сделали. Замечая машину, проезжающую мимо его дома, АКП указывал на то, что эта машина всегда проезжает здесь в одно и то же время
При прохождении различных тестов на уровень интеллекта, АКП показывал результаты выше средних, правда, когда дело касалось памяти, серьезные отклонения были налицо. После прочтения текста, он мог сразу пересказать только 10%, а через 20 минут результат падал почти до нуля. В тестах на узнавание слов 60% ответов АКП оказывались ложными. Структурное МРТ показало атрофию височных долей и гиппокампа. ОФЭКТ (однофотонная эмиссионная компьютерная томография) также показала нарушения активности височных долей, а ЭЭГ в состоянии бодрствования не выявило никаких нарушений. У МА – семидесятилетней женщины наблюдались схожие проявления клинического дежавю, за исключением тестов на интеллект: женщина показала результаты ниже среднего.
В настоящий момент способы лечения такого типа расстройств неизвестны, однако, изучение МА и АКП позволили построить психологическую модель постоянного дежавю. Как полагает Мулен, в процесс вовлечены две системы: одна из них отвечает за вспоминание прошлого опыта, а вторая – подсказывает, когда именно необходимо вызвать какое-то воспоминание из памяти. Нарушения работы второй системы ведет к тому, что человек по любому поводу начинает генерировать ложные воспоминания – иначе говоря, придумывать то, каким они могли бы быть. Конечно, сейчас это только модель, но со временем она может лечь в основу методологии новых исследований данной проблемы.
Мулен так же утверждает, что случаи патологического дежавю могут быть более распространены, чем считается. И в первую очередь потому, что в легких формах подобные казусы памяти не вызывают опасений, хотя могут являться индикаторами нарушений работы мозга или психического расстройства.
Но значит ли это, что дежавю – всегда признак отклонений? Конечно нет, особенно если вам от 18 до 30 лет – именно в этом возрасте дежавю наиболее распространено. Мой вам совет, если вы поймали себя на том, что «все это уже видели», покопайтесь в прошлом, попробуйте хорошенько проанализировать, что именно заставляет вас так думать. И, может быть, вы вспомните что-то интересное, о чем уже и думать забыли.
Автор: Иван Таранец
Источники:
Gloor P, Olivier A, Quesney LF, Andermann F, Horowitz S (1982) The role of the limbic system in experiential phenomena of temporal lobe epilepsy. Ann Neurol 12(2):129–144
Bancaud J, Brunet-Bourgin F, Chauvel P, Halgren E (1994) Anatomical origin of deja vu and vivid ‘memories’ in human temporal lobe epilepsy. Brain 117:71–90
Adachi N, Adachi T, Kimura M, Akanuma N, Takekawa Y, and Kato M. Demographic and psychological features of deja` vu experiences in a nonclinical Japanese population. Journal of Nervous and Mental Diseases, 191: 242e247, 2003.
Christopher J.A. Moulin, Martin A. Conway, Rebecca G. Thompsona, Niamh James , Roy W. Jones, Disordered memory awareness: recollective confabulation in two cases of persistent d?ej`a vecu, Neuropsychologia 43 (2005) 1362–1378
Edward Wild, Deja vu in neurology, J Neurol (2005) 252 : 1–7
Источник: medach.pro
Комментариев нет:
Отправить комментарий