Pcweek Андрей Колесов
24.11.2016 14:03:58
По этой теме я уже написал статью "Российский софтверный экспорт: достижения и проблемы", но все же считаю свою задачу не выполненной, поэтому решил еще сделать этот пост.
Я слежу за темой "российский экспорт ПО" все время ее существования, более внимательно – с момента, когда тема вышла из подполья, это примерно 2002 год, когда появился и "Руссофт". Слежу за их ежегодными отчетами, которые издаются с тех времен, читаю, почти ежегодно делаю на их основе собственные обзоры. В общем, считаю себя в теме…
В статье я написал, что считаю исследование Руссофт самым интересным и обоснованным, из тех, что мне попадались по теме российского ИТ-рынка (а попадалось мне очень многое). Но это не значит, что я очень высокого мнения об это исследовании.
Такой отчет я бы оценил 10 лет назад, наверное, на "отлично". Сегодня я его оцениваю в лучшем случае на "удовлетворительно".
Нет, его качество не стало ниже. Но за эти годы выросли требования. Это, примерно, как сочинение: то, что для пятого класса будет отлично, для десятого – не очень хорошо.
Каковы мои претензии к отчету?
Там собрано очень много (может быть, даже слишком много) исходного материала, причем и такого, который, вроде бы, и не имеет отношения к теме. Но нет главного: анализа, выводов, прогнозов, рекомендаций, предложений по плану действий.
Помню, как на одном заседании Ученого совета нашего НИИ была защита отчета по НИР одного уважаемого института (а защита была у нас, так как нам НИИ был головной). И вот один наш доктор нашел смелость аккуратно покритиковать этот отчет – "Это как песня казахского пастуха – что вижу, о том и пою". Вот и работа "Руссофт" исполнена примерно в таком же жанре. Собственно, именно потому, я и пытался в виде собственной статьи сделать выжимку из отчета, чтобы показать основные его моменты и показать выводы.
Но я считаю, что с этой задачей я не справился. Конечно, вполне вероятно, проблемы сидит во мне самом, но я просто не смог найти там выводов. Точнее, выводы вроде бы есть, но они или как-то очень замаскировано приведены, или вообще противоречат сами себе. Типа того, что в начале странице написано "дела хороши", а уже в конце той же страницы – "дела плохи".
Собственно, я увидел только один четко сформулированный тезис: "Привязка предоставления налогов льгот только тем, кто записался в Реестр отечественного ПО – это плохо". Но при этом тут же пишется о том, что Реестр отечественного ПО – это хорошо… Это как-то похоже на желание посидеть на двух стульях, стоящих в разных концах комнаты…
Но кроме общей критики, нужно все же кратко сформулировать, какие лично я сделал выводы из отчета (не скажу, что я этого не знал, но в отчет нашел дополнительные подтверждения):
1. Российский ИТ-рынок в 2015 падал и падал довольно быстро. По бивалютной оценке Руссофт (я считаю, что такая оценка вполне оправдана) – 15-20%. Это много, особенно, если учитывать, что рынок падал и в 2014, в 2013 годах.
2. В 2016 году, наверное, падение прекратиться. С оценками -3% - +3% можно согласиться.
3. Но проблемой является то, что роста в следующем году не ожидается. То есть мы падали не в овраг, из которого можно будет выбраться наверх, а упали с 10 этажа на землю, и там будем лежать… Просто перешли с одной, более высокой орбиты, на другую, более низкую. Для возврата наверх, нужны источники энергии и двигатели, а про них ничего не известно.
4. Каково положение России на мировом фоне? Хотя в отчете есть глава под таким названием, ответа в явном виде нет.
А положение таково: по данным IDC, объем мирового рынка – 2,3 трлн. долл., российского – 17.8 млн.
То есть на Россию приходится 0,8% от мирового потребления ИТ. А не 2-3%, как это часто упоминают "на высшем ИТ-уровне".
5. Софтверный рынок в 2015 году тоже упал, при этом падение российских поставщиков было меньше, чем западных. Не уверен, что увеличение доли заменит российским разработчикам уменьшение объемов. Тут даже мысль о том, что спад Microsoft в России еще больше, не очень греет душу, так как Microsoft деньги зарабатывает совсем не только в России.
6. По большому счету главный результат исследования представлен на этом графике: ----->
Я уже много лет пишу об это – методика оценки Руссофта российского экспорта вызывает очень большие сомнения. В кулуарах мои сомнения подтверждают знающие люди, которые подтверждают – на самом деле все не так оптимистично.
Что тут говорить, если к лику "российских" причислены Parallels и Veeam… Тогда уже и Google можно записать в число отечественных, вспомнив о российских корнях Сергея Брина.
Но при всем этом я готов в целом согласиться в оценкой Руссофт на качественном уровне. И тут их данные по тенденциям очень важны.
6.1. Экспортная часть российской ИТ-отрасли чувствует себя лучше, чем та, которая нацелена на внутренний рынок (то же не очень хорошо, но лучше). И это уже само по себе показывает, что проблема развития российской софтверной отрасли – не в конкуренции западных компании (за рубежом эта конкуренция намного сильнее), а в проблемах экономики страны. То есть защитные меры от западного ПО российским разработчикам вряд ли не помогут внутри страны.
6.2. Экспортная часть также делиться на "внутреннюю" и "внешнюю". Так вот развивается – внешняя. Внутренняя часть остается на том же уровне (в долларах!), что, конечно, много лучше той, что работает на внутренний рынок".
Вроде бы, такая тенденция наблюдается и США, там местные компании тоже расползаются по всему миру. Но на самом деле есть два важных отличия.
Во-первых, американские компании, расползаясь по миру, налоги платят в США (хотя тоже пытаются уйти в оффшоры, но у них это сложнее сделать).
Во-вторых, Россия – не США. Россия – это "развивающийся рынок", как раз сюда, согласно рыночным законам, должны приходить ИТ-компании, пользуясь, в том числе низким курсом рубля. А они уходят…
7. Еще одна тема, несколько раз упоминаемая в отчете – импортозамещение. Но тема эта авторами освещается довольно забавным образом, в стиле "да и нет не говорить". В тексте говорить, что "импортозамещение, наверное, даст эффект в 2016-17 гг". Но что характерно – нигде не говорит, каким будет ожидаемый эффект – положительный или отрицательный.
То, я тут написал – это тоже "песни степного пастуха". Констатация фактов.
А требования дня сегодня другие: нужны ответы на вопрос "что делать?".
Комментариев нет:
Отправить комментарий