АВТОНОМНЫЕ МАШИНЫ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНД
Пол Крунман
Переоборудованный Lexus R450 проходит испытания в рамках исследовательской инициативы фирмы Google по созданию автомашины без водителя.
роботы, технология Фото Google -->
В январе этого года на проходившей в Лас-Вегасе Выставке потребительской электроники компании Toyota и Audi представили прототипы автомобилей, способных передвигаться без участия водителя. Это усиливающийся тренд среди автопроизводителей. Некоторые комментаторы стали рассуждать о предстоящих социальных, экономических и правовых последствиях эксплуатации автономных машин.
Ряд аналитиков полагают, что автомобили, управляемые компьютером, можно будет приобрести в ближайшие 10 лет. Компания Google, которая в 2009 году начала испытывать собственный парк, прогнозирует, что автономные транспортные средства сократят число ДТП и время нахождения в пути, а также могут резко уменьшить потребление энергоресурсов. Кроме того, поскольку в течение дня вызывать управляемые компьютером машины смогут разные клиенты и машины не будут простаивать на парковках, технология, возможно, способна снизить общее количество авто на дорогах.
Финансовый блогер Феликс Сэмен в колонке для Reuters, опубликованной 24 января, предположил, что автономные автомобили перевернут существующие представления автовладельцев.
После активного лоббирования компанией Google ряд штатов приняли законы, разрешающие эксплуатацию машин без водителей на дорогах общего пользования, однако остаются открытыми правовые вопросы. Критики (например, корреспондент издания Daily Beast Меган Макардл) полагают, что широкому внедрению новой технологии может помешать рост ответственности крупных автопроизводителей. В сообщении, опубликованном на сайте, Макардл отметила: «Даже если резко снизится число аварий (я ожидаю, что так оно и будет), все-таки ДТП будут случаться… и в отличие от сегодняшнего дня полагаю, что в конце концов ответственность практически за каждое происшествие ляжет на автопроизводителя, а не на водителя». Она продолжила: «Размеры компенсации ущерба сегодня в основном ограничены из-за того, что у большинства водителей нет больших денег. Это ограничение отпадет, когда речь пойдет о крупных автопроизводителях».
Феликс Сэмен стал приверженцем культа автомобилей, управляемых компьютером. «Хотя я в целом до сих пор выступал за любую альтернативу автомобилю, теперь я не так уверен, – написал финансовый блогер на сайте Reuters 24 января. – Думаю, что технология умных машин развивается впечатляющими темпами, и в какой-то момент она могла бы стать многообещающим решением, особенно в развитых частях мира, таких как Калифорния». Действительно, это становится похожим на реальность. И я впечатлен.
В общем и целом я нахожусь в лагере людей, которых разочаровала технология – в основном потому, что будущее оказалось не таким, как представлялось. Приведу в пример работу Германа Кана «2000 год» – предпринятую им в 1967 году попытку составить подходящий прогноз «наиболее вероятных» технологических достижений. Когда наступил 2000 год, оставалось удивляться, насколько сверхоптимистичным был тот прогноз: Кан предсказал большинство вещей, которые действительно появились, но также и многие вещи, которые не реализовались (все еще не реализовались). А экономический рост сильно не дотянул до его ожиданий.
Однако автономные автомобили – это нечто экстраординарное: даже в списке «менее вероятных» достижений Кана упомянуты лишь автоматизированные хайвэи, а не городские улицы, чему мы, очевидно, станем свидетелями в не таком далеком будущем.
Мы также сталкиваемся с экстраординарным в сфере информационных технологий, которые позволяют нам без особых физических усилий делать потрясающие вещи в виртуальном мире, например, обмениваться забавными видео о кошках. Можно позволить роботу вести машину, пока я… гм… буду просматривать видео о кошках. И в этом большая перемена. Это действительно могло бы изменить весь наш образ жизни. Рост влияния роботов.
В статье, опубликованной в New York Times в декабре, репортеры Кэтрин Рэмпелл и Ник Уинфилд написали о растущем числе фактов, указывающих на «возвращение производства на родные берега», в США. Они приводят несколько причин: увеличение зарплаты в Азии, более низкие цены на энергоресурсы в Америке, высокие затраты на транспортировку. Однако затем в своем блоге Рэмпелл вспомнила еще про один фактор – роботов.
«Самую ценную часть любого компьютера – материнскую плату с микропроцессорами и памятью – в основном производят роботы. Так говорит мой коллега Квентин Харди», – написала она 7 декабря. «Люди, в частности, устанавливают элементы питания и подключают дисплеи. По мере увеличения производства роботов, в основном с помощью роботов, сборку можно производить прямо здесь с тем же успехом, что и где-нибудь еще, – сказал Роб Эндерл, аналитик из Сан-Хосе (Калифорния), который отслеживает развитие компьютерной индустрии в последние четверть века. – В результате роботы заменят большинство рабочих, хотя потребуется несколько людей, чтобы ими управлять».
Применение роботов ведет к снижению значимости трудовых затрат, так что можно размещать производство и в развитых странах с большим рынком и хорошей инфраструктурой (США вскоре могут выбыть из этого списка, но это уже другой вопрос). С другой стороны, это плохая новость для рабочих!
Обеспокоенность по поводу технического прогресса, перераспределяющего доходы рабочего класса в пользу капиталистов, давно знакома экономистам.
20 лет назад, когда я писал о глобализации и неравенстве, улучшение положения капиталистов не привлекало большого внимания: основные изменения в распределении доходов затрагивали скорее рабочих (если включать в их число управляющих хедж-фондов и руководителей компаний), а не рабочий класс и капиталистов. Таким образом, академическая литература концентрировалась почти полностью на технологическом прогрессе, ведущем к увеличению спроса на высококвалифицированного работника, что будто бы и объясняло рост стоимости обучения.
Но стоимость обучения в вузах некоторое время не увеличивалась. С другой стороны, произошло заметное уменьшение доходов у рабочих.
Если так пойдет и в будущем, то общепринятая точка зрения по поводу уменьшения неравенства разбивается в пух и прах. Получение хорошего образования не слишком поможет уменьшить неравенство, если крупное вознаграждение просто будет уходить к обладателям самых больших активов. Создание «общества возможностей» не слишком поможет, если самым большим активом, который можно получить в жизни, станет… большой объем активов, унаследованных от родителей, и т.д.
Полагаю, что мы не уделяли достаточного внимания измерению неравенства, касающегося отношений капиталистов и рабочего класса, по нескольким причинам. В 1990-х это не казалось важным, и не слишком много людей (включая меня!) переводили взгляд, чтобы увидеть, как изменился мир.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ С САЙТА NYTIMES.COM
Будущее будет светлым
Меня очень радует идея автономных автомобилей. Первыми эту технологию начнут применять в сфере доставки товаров и такси. Но предполагаю, что в дальнейшем многие люди совсем откажутся от собственных машин. Когда вам потребуется автомобиль, он просто подъедет к вашей двери. Люди сэкономят столько времени. Через 20 лет мы будем оглядываться назад, не веря тому, сколько смертей и увечий мы терпели, когда позволяли садиться за руль людям.
У нас уже есть машины, управляемые компьютером. Они передвигаются по параллельным стальным балкам под названием «рельсы». Они перевозят людей на большие и малые расстояния с деловыми целями и для отдыха. Они доступны каждому (что демократично), не требуют больших временных, инженерных и материальных затрат (это недорого).
Эти транспортные средства называются поездами, и они значительно превосходят любые недемократичные роскошные машины будущего, управляемые роботами. Поезда – отличительная черта справедливого, уважающего себя общества, которое стремится перевозить большое число людей дешево и демократично. Машины с водителями-роботами – отличительная черта банановых республик, не способных решить даже свои элементарные проблемы с транспортом, энергетикой и жильем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий